Эпистемологический диссонанс: от классики до неклассики
Ключевые слова:
социальный, дискурс, классический, неклассический, теория, методологический, онто-теология, бытие, трансцендентный, различиеАннотация
В статье поднимается проблема контрадикторного развития социально-философского дискурса, от классических социальных парадигм до неклассических. Предпосылки классических социальных теорий содержатся в методологических установках античности, связанных с онто-теологическим пониманием бытия, бытия в отношении к высшему, трансцендентному сущему. Это сущее неизменно, тождественно самому себе, в то время как бытие земное подвижно и различно. Но это различие понималось как различие в отношении к тождеству. Как следствие, классическая социальная парадигма строго коррелировала с естественнонаучной, привязывая изучаемые объекты к общему, абсолютному основанию, тем самым элиминируя индивидуального человека. Поэтому в неклассической социальной парадигме, вызванной к жизни дальнейшим развитием социума, акцент смещается на субъект познания, на относительность истины. Но на этом эволюция социально-философского дискурса не завершается.