Репрезентация материнства в казахской культуре: традиционные практики социализации детей
DOI:
https://doi.org/10.31489/2021hph3/167-178Ключевые слова:
казахская культура, традиции, материнство, дети, социализация, традиционная практикаАннотация
В статье рассмотрены статус и роль матери в казахской культуре и влияние традиций на его функционирование. Социогуманитарные науки констатируют большое разнообразие материнских практик и особенностей социализации детей в различных культурах. Авторы выявили отношение современных казахских женщин-матерей, представительниц городского среднего класса к соблюдению таких традиционных практик социализации детей, как «ат қою», «шілдехана», «бесікке салу», «қырқынан шығару», «тұсау кесу», «сүндет той», «тілашар», «тоқымқағар». Основными направлениями казахской народной системы воспитания являются: уважение к старшим, почитание предков, забота о представителях старшего поколения, проявление любви и заботы в разумном сочетании с требовательностью по отношению к детям (семейные традиции, связанные с различными этапами в жизни ребенка). Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа являются неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи, в них выкристаллизовался вековой опыт воспитания детей в семье. Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье соблюдают, поддерживают принципы и идеи, выраженные в них. Культурные традиции, ритуалы, обычаи в казахской семье воспроизводятся из поколения в поколение и являются нравственными рамками социализации. Целью данной статьи является анализ использования традиционных практик социализации детей казахскими женщинами-матерями, представительницами городского среднего класса. Научная значимость работы заключается в проблематизации использования традиционных практик, когда условия городской жизни часто не позволяют применять данные практики, и это вызывает оценку данных практик со стороны женщин-матерей как важных/не важных, нужных/ненужных. Ценность данного исследования состоит в анализе сохранившихся и воспроизводимых в городских казахских семьях традиций и обрядов воспитания детей. Некоторые обряды видоизменились, утратили былое значение, однако они сохранились и дошли до наших дней. В данном исследовании раскрыт вопрос сохранения традиций и обычаев в вопросах воспитания ребенка и осуществления материнства в городской казахской семье. Проведенное исследование показало, что прослеживается тенденция сохранения национальной индентификации и самобытности казахского народа в городских семьях через воспроизводство традиций и обычаев социализации детей.