Творчество и креативность в контексте аксиологического аспекта научной коммуникации
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023hph1/265-272Ключевые слова:
творчество, творческая деятельность, квазитворчество, креативность, научная коммуникация,, мировоззренческие ценности, информационное общество, коммерциализация науки, психометрический подход, наукометрический подходАннотация
Статья посвящена возрастающей актуальности аксиологического аспекта научной коммуникации в
условиях информационного общества. Информатизация различных сфер жизни общества создала условия, необходимости и возможности осмысления многомерности человека, его творческой деятельности. Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных творчеству и
креативности, позволяет признать, что существуют различные, а иногда и противоположные теории
творчества и креативности. Авторами статьи творчество в своем аксиологическом статусе рассмотрено как важнейшая ценность современного общества. Обращено внимание на то, что деструктивная человеческая деятельность привела к тому, что разрыв между природой и цивилизацией достиг катастрофических размеров, угрожающих самому существованию человечества. Они, задаваясь вопросом о возможности утверждения, что наша история является продуктом человеческого творчества, обращают внимание на то, что не только созидательное творчество выдающихся личностей и масс является движущей силой, но и квазитворчество, деструктивная деятельность влияет на социальные процессы, но, правда, со знаком минус. По их мнению, с помощью научной коммуникации современный
ученый может и должен самостоятельно конституировать мир науки и предопределить путь дальнейшей социальной трансформации. Основополагающее значение в исследовании имеют теоретикометодологические принципы системного подхода, дополненные идеями синхронизма и синергетики, позволяющие обосновать аксиологически отрицательную интенциональность креативности, сопряженную с деструктивной деятельностью, антисоциальной, агрессивной «креативностью».