Субстанциальность «заман» в мировоззрении Абая и Шакарима
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph2/300-306Ключевые слова:
время, человек, общество, духовность, честь, ценность, личность, знание, наука, изменениеАннотация
В казахском мировоззрении проблема изменчивости этого мира весьма обширна. Эта изменчивость уникальна не только для временного измерения. С течением времени меняется бытие всего мира, при- рода и даже облик человека. Обычно его в казахском мировоззрении называют «заман». Изменение времени и человека равноценно. Однако сложно понять: меняет ли человек время, или время — чело- века, или на них обоих влияет какое-то другое явление. Если поставить человека выше времени, то мы знаем многих мыслителей, которые не вписывались в рамки своего времени и показывали правильный путь в изменениях времени. В число таких гигантов входят Абай и Шакарим. В статье мы попытались проанализировать труды наших ученых, искавших ответы о смысле жизни, началах нравственности и веры в контексте изменчивости их «замана». Абай и Шакарим раскрывают комплексность современных и общечеловеческих проблем. Чистый, здоровый и свободный разум в их творчестве способен оценить и изменить время. Разум дан человеку для общения с Творцом и для познания причины творения Бога. То есть он говорит не о том, что необходимо для удовлетворения тех, кто затерян в мире ложной жизни на планете под названием «Земля», а об уме, ведущем к вечным высотам. Тот разум не только выше всех, но он способен оценивать направление жизни, то есть времени.