Методы познания в суфийском учении ибн Араби

Авторы

  • Ж.И. Даулбаева
  • Б.Ж. Абдрашева
  • М.Д. Тлебалдиева

DOI:

https://doi.org/10.31489/2024hph2/341-350

Ключевые слова:

вера, знание, рационализм, суфизм, иррационализм, интуитивизм, мистика, познание, логика, теология

Аннотация

Суфизм представляет собой один из значительных и величайших духовных феноменов, сыгравших огромную роль в жизни мусульманского мира. В странах Центральной Азии суфизм выполнял роль теоретического и практического образца исламской культуры. Поэтому в настоящее время, когда пе- ред странами постсоветского пространства стоит проблема национальной идентификации, особенно актуальными являются вопросы, связанные с духовным наследием, в ряду которых находится суфизм. Для глубокого понимания этого религиозного феномена необходимы детальные исследования работ известных теоретиков. Практически все работы Великого суфия посвящены теме Богопознания, по- знания мира и человека. На основе анализа работ мыслителя и известных исследований современных авторов авторы статьи постарались показать типы познания, представленные в работах ибн Араби. В статье были использованы методы компаративного анализа, парадигмального подхода и общефилософских исследований. Вместе с тем, рассмотрены различные позиции понимания гносеологических идей ибн Араби в исследовательской среде. Авторы стремились показать, что учение ибн Араби о по- знании имеет характер не только мистического порядка, но и философской концепции. Сама доктрина суфизма так же, как и философия, предполагает постоянный поиск истины не как данности в готовом виде, которая в конце концов овладевает человеком, а как постижение истины, которая расширяет все границы духовного мышления и ведет к тому, что человек владеет такой истиной. Философское учение ибн Араби о познании нацелено на «добывание» истины, которая всегда служит человеку.

Загрузки

Опубликован

2024-06-30