К вопросу о проблемах просвещения национальных меньшинств в Казахстане в 20–30-е годы ХХ века (на материалах Северного Казахстана)
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph2/106-121Ключевые слова:
национальная политика, культурное строительство, просвещение, народное образование, национальные меньшинства, национальная школа, Наркомпрос, Наркомнац, Северный Казахстан, Акмолинская губерния, Кустанайская губернияАннотация
В статье фокус исследователей сосредоточен на начальном периоде Советской власти, когда в стране активизировались процессы модернизации и национального самоопределения. Рассмотрены основные тенденции в создании школьной системы национальных меньшинств, такие как открытие национальных школ, национальных культурно-просветительских учреждений, подготовка национальных педагогических кадров. Особенностью этнической структуры населения Казахстана в исследуемый период было разнообразие его национального состава как результат активной переселенческой политики Российской империи и миграционных процессов советского периода. Авторы также обращают внимание на региональные особенности в развитии школьной системы в Казахстане. Специфика Северного Казахстана заключалась в том, что здесь в большей степени были представлены немецкое, украинское, татарское население, соответственно, особое внимание губернских органов образования было направлено на создание школ для данных этнических групп, число которых с каждым годом увеличивалось. Авторы отдельно останавливаются на проблемах и трудностях, с которыми столкнулись местные органы образования — это недостаток учебной литературы на родном языке, отсутствие элементарных условий для организации учебного дела для национальных меньшинств, слабый педагогический персонал, отсутствие опыта по проведению эффективной работы по решению данных проблем. Главными причинами сложного преодоления этих трудностей были большое разнообразие и разбросанность населения Казахстана, особенности его хозяйственного уклада, колониальное прошлое, отсутствие специалистов в местных органах власти по решению проблем национальных меньшинств, недостаток средств для развития национальных школ.