Анализ истории Могулистана в учебниках: исторические события, личности и идеологические аспекты
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024hph2/166-173Ключевые слова:
Могулистан, Улус Чагатай, Казахское ханство, средневековая история, учебники, моголы, правители Могулистана, средневековые, исследователи, господство идеологии, сравнительный анализАннотация
В статье изложены результаты комплексного исследования, направленного на оценку представлений об истории Могулистана. В ходе исследования был проведен анализ основных исторических событий, важных исторических личностей и идеологических аспектов истории Могулистана, представленных в учебных материалах. Обратив внимание на концепцию автора логико-психологической концепции создания учебника А.З. Рахимова, что «учебник — это не средство усвоения новых знаний, а социально-значимый объект, рассказывающий о проблеме, способной заинтересовать сердца и умы учащихся», можно утверждать, что мы рассматриваем учебник как идеологический инструмент. Проводя сравнительный анализ учебников среднего образования со времен Советского Союза до наших дней, можем увидеть, как доминирующая идеология повлияла на обобщение исторических событий и описание личностей. В ходе исследования также обращается внимание на то, какие события в истории Могулистана отражены в учебниках, и какие имена лиц включены в содержание учебника. Проведение комплексного анализа истории государства Великих Моголов в учебниках среднего образования, выявление новых аспектов в учебниках нового поколения и пересмотр известных фактов придают этому исследованию свою специфику. Результаты исследования привели к выводу о степени объективности написания истории Могулистана в учебниках, а также о том, что на содержание учебного материала в учебниках во все времена влияли и идеологии. Подходя к основным идеям и выводам, статья способствует более глубокому пониманию исторических процессов в истории Могулистана.